Немного истории Лошадиные особенности Факты Лошадь в медицине Лошади в жизни людей Фотоальбом Wallpapers

ЛОШАДИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Любопытно, что сейчас, в наш машинно - ракетный век, мы, сами того не замечая и не зная, используем множество слов, терминов, понятий, родившихся благодаря общению человека с лошадьми.

К примеру "эстафета" - когда спешащие курьеры или гонцы меняли на станции усталых лошадей вместе с седлом и стременами. Кстати сам термин появился позже: стремена были изобретены уже после того, как люди научились быстро ездить верхом и уже много веков использовали сам принцип "эстафеты". А назвали этот принцип "эстафетой" лишь после изобретения стремян - корень слова "эстафета" от итальянского "стафера", что в переводе означает "стремя". Потом слово "эстафета" перешло в спорт, а затем стало употребляться и более широко.

Мы говорим о ком - нибудь "необузданный" и не задумываемся часто, что происходит он от слова "узда". И ещё реже приходит нам в голову, что "супружество" имеет общий корень со словом "упряжь".

А кому сейчас придёт в голову связать слово "завод" с лошадьми? Между тем родилось это слово и первоначально существовало только в применении к лошадям: завод - сокращённое понятие "заводить лошадей". И "ремонт" тоже "лошадиное" слово: в переводе с французского оно означает "пересесть на новую лошадь". В кавалерийских частях были специальные люди, "ремонтёры", поставляющие лошадей.

Это лишь несколько примеров. Их можно привести множество, причём еще более неожиданных. Например, ширина железнодорожной колеи во многих странах Европы равна по традиции расстоянию, которое было между колёсами боевых колесниц.

Мощность мотора машины определяется сейчас "лошадиными силами" - 75 килограммометров в секунду.

Ну, а какое огромное место занимают лошади в литературе и искусстве - и говорить не надо. Об этом можно написать десятки, а то и сотни книг. Вспомним лишь А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Н.А.Некрасова. Вспомним художников, которые с удивительной любовью рисовали лошадей. Есть даже художники - иппологи, посвятившие своё творчество почти исключительно лошадям. В музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, расположенной в Москве, собраны около 3 тысяч полотен, на которых изображены лошади. И ведь собраны - то, конечно, далеко не все.

Считают, что даже к рождению кинематографа лошадь имеет непосредственное отношение. В 1870 г. во время конных соревнований в Сакраменто (Калифорния) некто Станфорд стал утверждать, что во время скачки лошадь на какие - то доли секунды отрывает все четыре ноги от земли и как бы повисает в воздухе. Ему никто не поверил, и Станфорд заключил пари с несколькими друзьями. Чтоб доказать свою правоту, он договорился с фотографом - изобретателем Э.Майбриджем, который во время очередных скачек установил вдоль всей дорожки, на определённом расстоянии друг от друга, несколько фотоаппаратов. А от их затворов протянул нитки поперёк дорожки. Во время соревнований лошади, естественно, задевали нитки или обрывали их и сами себя фотографировали.

Получив фотографии, Станфорд выиграл пари, а Майбридж так увлёкся фотографированием лошадей, что позднее издал 11 томов снимков движущихся животных. Мало того, он обратился к Т.Эдисону, и тот придумал аппарат, проецирующий снимки на экран. Считается, что изобретение Эдисона - прототип кинопроекционного аппарата, который позже был усовершенствован братьями Люмьер.

В общем, нет смысла останавливаться на том, какое место заняла лошадь в творчестве писателей и художников; что же касается кинематографа - то, кроме этого полуанекдотичного факта, можно вспомнить, сколько прекрасных ролей "сыграли" лошади в кино, во скольких фильмах они были чуть ли не главными героями. Однако, на произведениях искусства знаменитого русского ваятеля П.К Клодта, мы всё - таки остановимся. И потому, что это - замечательные произведения, и потому, что они дают повод для размышления.

Клодт очень любил лошадей, очень хорошо знал их, и создал много прекрасных скульптур коней. Но самая знаменитая скульптурная группа - та, что стоит в Петербурге на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка.

Фонтанка когда - то была границей, отделяющей Санкт - Петербург от окружающих его лесов. Две скульптуры, стоящие на берегу со стороны бывшего леса, изображают людей, борющихся с ещё неподвластными человеку лошадьми. Кони со стороны города уже объезжены, покорены.

Скульптурная композиция Клодта - символическое отображение борьбы человека с природой. И не случайно природу в композиции олицетворяют именно лошади. Наверное, на приручение, выведение новых пород и обучение всех домашних животных, вместе взятых, не тратили люди столько сил физических и духовных, сколько потратили на лошадей. И скульптор, конечно, прав. Но...

Было время, когда очень много писали и говорили о покорении природы. А покорять её начали задолго до того, как люди научились писать и даже, возможно, внятно говорить. Потом спохватились: природу не надо было покорять, её надо было рационально использовать, находить оптимальные варианты для сотрудничества с нею. И это имеет прямое отношение к лошадям, ведь их тоже покоряли. И ещё как! И ещё какими методами! Чтобы заставить лошадь служить себе, люди ей вкладывали, например, в рот металлическую планку с острыми шипами, которые ранили самое чувствительное место - губы. Конечно, лошадь повиновалась, едва человек шевелил поводом, прикреплённым к этой металлической планочке - ей было нестерпимо больно. Конечно, лошадь слушалась, когда в её бока всаживали острые шипы - шпоры, конечно, она ускоряла бег, когда её хлестали нагайкой... И человек возомнил, что он научился управлять лошадью, хотя в действительности ею управляла - БОЛЬ! А ведь такое обращение с животным, основанное на боли, существует и сейчас, хотя сейчас многие ЛЮДИ уже поняли - лошади можно многое объяснить, от неё можно многого добиться лаской, добрым отношением и обращением. И она на добро ответит добром. Впрочем, это уже проверено, это уже установлено. И часто это гораздо более эффективно, чем принуждение, покорение лошади. Жаль, что это понимают ещё далеко не все...

Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область о которой ещё мало говорят: лошадь служит воспитанию доброты, которая, как писал замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский, "должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление".

на главную

© Зеленевич.Т.С

Hosted by uCoz